«Сталинград»: Все войны из-за женщин

"Сталинград" (2013) - отзыв о фильмеНазвание: Сталинград
Год выхода: 2013
Страна: Россия
Жанр: Военный, драма, история

Продюсер: Сергей Мелькумов, Антон Златопольский, Дмитрий Рудовский
Сценарий: Илья Тилькин, Сергей Снежкин, Василий Гроссман

Режиссер: Фёдор Бондарчук
Актёры: Мария Смольникова, Янина Студилина, Пётр Фёдоров, Томас Кречман, Сергей Бондарчук, Дмитрий Лысенков, Андрей Смоляков, Алексей Барабаш, Олег Волку, Хайнер Лаутербах

——————
1942 год, Сталинград. Советские и фашистские войска готовятся к самой кровопролитной битве в истории человечества, совершая вылазки на сторону противника для разведки обстановки. В результате одной из таких вылазок, небольшому отряду наших разведчиков удалось закрепиться в доме на немецкой территории. Приказ прост: любой ценой удержать здание до прихода подкрепления.

Фильм Федора Бондарчука ожидался около двух лет, как грандиозное зрелище на самую трепетную для российского зрителя тему. Маркетинг делал своё грязное дело: съемки проходят с использованием 3D технологий, это будет первый российский фильм, показанный в IMAX, премьера трейлера состоялась в Лас-Вегасе. Столько пафоса и рекламы, что должен был получиться, как минимум, военный шедевр, запросто превосходящий «Брестскую крепость» Александра Котта.

Шедевра не получилось, однако

Однако, никакие технологии и pr-компании не сделают из фильма конфетку, если сценарий — пустышка. И это ни в коем случае не камень в огород писателя Василия Гроссмана, по главам романа которого был снят «Сталинград». Я уверен, что первоисточник хорош, а значит, начудили сценаристы.

Во-первых, военные действия представлены, как история человека, родившегося во время войны в Сталинграде. В этом нет ничего плохого, но не понятно, почему он рассказывает свою историю во время спасения одной из жертв землетрясения в Японии в 2011 году.

Во-вторых, голос Бондарчука, выступившего в качестве рассказчика, порой жутко раздражал. В первую очередь тем, что не редко чуть ли не перебивал главных героев, рассказывая за них их историю. Думаю, во многом из-за этого почти все персонажи остались не раскрытыми. Лишь немецкий офицер Кан и молчаливый солдат Никифор смогли хоть как-то передать зрителю тот трагичный перелом в судьбе, к которому привела их война.

Трагедия немецкого офицера

В-третьих, от фильма о самой кровопролитной битве в истории вполне понятно ожидание масштабности военных действий, но кроме переправы через Волгу и героической атаки горящих солдат в самом начале, больше ничего нет.

Остальные мелкие схватки выглядели либо отрывисто, либо опрометчиво глупыми.

Содаты в огне

В-четвертых, те немногочисленные монологи, которые по логике должны были возбуждать патриотизм, вызывали лишь негодование.

Огромным минусом картины является выставление на первый план любовных линий: наших солдат к молодой девушке Кате, и немецкого офицера к русской девушке Маше. В итоге война отошла далеко на второй план и перестала волновать героев. Противники теперь воевали не за свои страны, не за свою идею и даже не за свою свободу, они воевали за жизни двух конкретных женщин. Слишком мелко для такой войны.

Военная любовь

Финал картины стал апофеозом недоумения. Если до него «Сталинград» с натяжкой, но можно было назвать нормальным военным фильмом, то после — слушая финальный трек Земфиры, задаешься большим вопросом: «Почему этого не произошло раньше?»


Рейтинг фильма:
Оценка фильма на Кинопоиске

Читайте также:


  • Rorschach

    «Брестскую крепость» превзойти довольно непросто, особенно, если снимать (сужу по выше прочитанному, сам не смотрел) совсем не о войне.